Диктант №17 ( размещён 24 января, написать к 25 января). Пурга в лесу Вдруг зашипело, зашипело по лесу. Побежала поземка. Загудел лес, стало в нем темно, как вечером. Налетел ветер. Деревья закачались. Полетели сугробики с еловых лап. Снег посыпал - началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек. А ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и леденит под ними голое тельце. Хорошо, дятел пустил ее в своё запасное дупло, а то пропала бы синичка. Прошла вьюга. Выглянуло солнышко, веселое, яркое! (По В. Бианки) Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор предложения - Полетели сугробики с еловых лап. 2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 3. Выполнить разбор слов по составу: побежала, загудел, полетели, сугробики, еловых, синичка, присмирела, запасное, солнышко. 4. Выполнить фонетический разбор слова: вьюга.
Диктант №18 (размещён 29 января, написать к 1 февраля). Зимние соревнования. Весь наш класс собрался у школы. Сегодня будет зимний спортивный праздник. Лыжи стояли в ряд у стены зала. Учитель раздавал номера участникам.
Болельщики расположились справа. Мы подошли к стартовой черте. Взмах красного флажка – и первая пятерка бросилась бежать. В воздухе замелькали палки, разноцветные шапки, кофточки. Болельщики визжали, кричали, махали руками, прыгали на месте. К финишу приближался Виктор Семенов. Он бежал быстрее всех. Скорее! Скорее! Ура! Виктор самый быстрый. Он чемпион! Грамматические задания.
1. Выполнить синтаксический разбор предложения - Учитель раздавал номера участникам.
2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
3. Выполнить разбор слов по составу: зимний, спортивный,раздавал,подошли, стартовой,флажка,приближался.
4. Выполнить фонетический разбор слова - сегодня.
Диктант № 19 ( размещён 6 февраля, написать к 8 февраля) Поздняя осень. Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени. В такой день идёшь по лесной тропинке, а кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздаётся звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана. Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листвы мелькает пёстрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то её найдёт лисица и съест. Грамматические задания. 1. Найти и подчеркнуть орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих». 2. Найти и подчеркнуть орфограмму «Разделительные Ъ и Ь». 3. Произвести разбор слов по составу: повисли, ночного, раздаётся, лисица 4. Произвести синтаксический разбор предложения - Легко дышит осенней свежестью грудь.
Диктант №20 ( размещён 12 февраля, написать к 15 февраля). Клесты. В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере. Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор предложения - С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. 2. Указать падежи всех имён существительных в предложении - Птицы облепили вершину мохнатой ели. 3. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
Диктант №21 ( размещён 19 февраля, написать к 22 февраля). На поляне Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна! Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор предложения - Оно съедает последний снег. 3. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 4. Выполнить разбор слов по составу: пригревает, дорожке, наполняют, глубокую, опустели, солнышком, лесной,раннего,холодной, сосновую,лужицы, старого, прихода, травинки.
Диктант №22 (размещён 27 февраля, написать к 29 февраля). Апрель. Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце. Почки начинают быстро наливаться и развертываться в зелёные листья . Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Каждый день появляется что-то новое. Посмотришь вокруг — и станет тебе легко и радостно. Грамматические задания: 1) Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
2) Разобрать по составу глаголы: раскричался, услышишь, лечиться, сломает,простудиться, окружаешь, празднует, потерялась.
3) Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 40. Разобрать по составу слова: апрельского, светят, лёгкий, почки, зелёные, весеннее,молодая. хвостами, маленький, наливаться. посмотришь, появляется.
Диктант № 23 ( размещён 7 марта, написать к 9 марта)
Весеннее солнце. На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения. 2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 3. Выполнить разбор слов по составу:весеннее. повеселела. лесная, золотые, тропинке, цветке, набежала, заиграли, загрустила, оглушили, ласковое. 4. Выписать все словосочетания из 3,4,5 предложений. Все словосочетания. Напоминаю, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не является.
Диктант №24 (размещён 12 марта, написать к 14 марта) Весна в лесу. Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы. Грамматические задания 1. Выполнить синтаксический разбор второго предложения. 2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 3. Выписать из первого, второго, третьего предложений все словосочетания. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является. 4. Выполнить разбор слов по составу:радостная, последний, звенят, душистой, раннего, вылезли, лесной, зимнего, домика, пробежала. холодный. узкой. тропинке, побегут, хлопотливые.
Диктант №25 ( размещён 2 апреля, написать к 4 апреля) Бабочки на дорожке.
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.
Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор третьего предложения. - На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. 2. Из первого и второго предложений выписать все словосочетания. ( Грамматическая основа словосочетанием не является). 3. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола,местоимения. 4. Разобрать слова по составу:узкую, тропинку, разноцветные, звенят, дорожку, пёстрая, кружится, опускается. крылышками, взлетают,просохла, улетели.
Диктант №26 (размещён 9 апреля, написать к 11 апреля).
Весенний звон. Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. Грамматические задания: 1. Выполнить синтаксический разбор третьего предложения. - Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. 2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. 3. Разобрать слова по составу: зимнего, заблестела, широкому, стоят, прислушался, вечерний. берёзовой, зеркальную. зазвучала. 4. Выполнить фонетический разбор слова - стоят.
Диктант №27 ( размещён 16 апреля, написать к 18 апреля). ДИКТАНТ. Чудесный май.
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка. Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки. Май – самый нарядный и звонкий месяц года. Грамматические задания. 1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения. Стоит чудесный майский день.
2. Выполнить морфологический разбор любого имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
3. Выполнить разбор слов по составу: чудесный, весеннюю, ласковое. осветило, тёплого, прелестные. головки, душистые, спешат, цветут, шустрая, перелётные. встречает, смолкают, звуки.
4. Выполнить фонетический разбор слова - зеленью.
|